История Ивановской школы

На фото: коллектив учителей 1956 год.



ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ (1952-1966 гг.)

В1999 году Ивановская муниципальная средняя (полная) общеобразовательная школа отметила свое 125-летие. В 1994 году научный сотрудник музея Прилипко А. А. в газете "Амурец" опубликовалаа статью "Школа - явление историческое". Статья охватывает период становления Ивановской школы с момента ее образования и до Великой Октябрьской социалистической революции. Материал интересный, знакомит читателя с историей школы, проблемами учебно-воспитательного процесса того времени, материальной базой. Первыми учителями. Я рассматриваю историю школы в 1950-е - 60-е годы, Когда был период нововведений, становления и совершенствования политехнического обучения в общеобразовательных школах СССР, процесс соединения обучения с производственным трудом.
Ивановская средняя школа №1 в 1952 году размещалась в трех деревянных зданиях, два других были приспособлены под интернат. Во всех школьных помещениях - 14 классных комнат, физико-химический кабинет, небольшой спортивный зал. Занятия проводились в две смены, наполняемость в классах оставалась высокой. Имелся пришкольный участок, географическая площадка.
В 1952-53 учебном году в школе обучалось 847 учащихся. Было 30 учителей. Высшее педагогическое образование имели 10 учителей, закончили учительский институт- 7, педагогическое училище - 10, не имели педагогического образования - 3. К началу 60-х годов работало уже 43 учителя, из них 23 с высшим образованием. Материальная база школы далеко не отвечала требованиям школьных программ, организации нормального учебно-воспитательного процесса. Недостаточно было приборов по физике, химии, наглядных пособий по предметам, отсутствовал спортивный инвентарь. В школе Уровень подготовки этих детей, принятых в 5-е и 8-е классы, был неодинаков. Для них требовался значительный период адаптации в новых условиях, дополнительные занятия и индивидуальная работа.
В интернатах не было нормальных условий для выполнения домашних заданий, дети готовили пищу каждый себе.
Острой оставалась проблема семилетнего всеобуча, второгодничество. Успеваемость в 1954 году в школах района составила 73,1%, в Ивановской средней школе - 77%.
В этот период советская школа стояла на пороге серьезных изменений. Намечалась дисциплин в свете новых учебных программ, подготовки учащихся к трудовой деятеяьности, с учетом особенностей каждой школы, его производственного окружения. Это была целая революция в системе народного образования. В программу 1954-55 учебного года были введены уроки труда в 1-5 классах, затем они были продолжены в 6-7, а в старших классах вводятся практикумы по электротехнике, сельскому хозяйству, машиноведению. С учетом этих изменений планируется и кружковая работа. Новые учебные программы предусматривали повышение квалификации учителей.
Все эти проблемы нужно было решать. В первую очередь обратили внимание на повышение квалификации учителей. Девять из них поступили на заочное отделение Благовещенского педагогического института и успешно закончили его. Заменили преподавателя физического воспитания специалистом из физкультурного техникума, а затем пришли на работу в нашу школу ее выпускники - Г.В. Вац, А. П. Тарасов, специалисты с высшим образованием.
Для занятий по труду приспособили классную комнату. Многие наглядные пособия изготовили в школе. С кафедры физики БГПИ школе было передано много приборов, что улучшило проведение лабораторных работ по физике и организаций занятий в технических кружках. Ивановская МТС(шевствующая организация) передала тракторы, (от "Универсала" до "ДТ - 54"), сельхозинвентарь. Инженер с высшим образованием, заведующий мастерскими МТС А.Гавриленко вел в школе тракторный кружок. Руководители областного общества "Искра" П.Наумов и А.Белоглазов передали школе 160 пар новых лыж, 40 пар хоккейных коньков с ботинками, футбольные и волейбольные мячи и другой спортивный инвентарь. Это положительно сказалось на выполнение программ по зимним видам спорта и позволило организовать работу лыжной и хоккейной секций.
5 февраля 1959 года, с принятием Закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", начинается второй этап перестройки системы народного образования. В законе указывалось, что главной задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, к общественно-полезному труду, дальнейшему повышению уровня общего, нравственного и политического образования.
Этим законом было предусмотрено, что обучение в неполной ней школе осуществляется с 1-го по 8-й классы, а в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением учащиеся получают среднее образование в профессиональную подготовку в течение 3-х лет.
На педагогическом совете Ивановской школы решили вести профессиональную подготовку учащихся по специальностям: механизатор широкого профиля и животновод.
С окончанием строительства школы на 280 мест в январе 1960 года одно здание школы оборудовали под учебные мастерские и классы для 5-8 и 9-11 классов. В них разместились столярные и слесарные мастерские, в одной из комнат были установлены новые токарные станки по дереву; оборудованы классы по изучению автомашины, трактора, класс по животноводству. Все они имели современное оборудование, наглядные пособия. При новой школе осваивался новый пришкольный участок, учащиеся получили типовой спортивный зал с необходимым оборудованием. Рядом со школой находился стадион райцентра, позволяющий вести занятия по летним и зимним видам спорта в соответствии с учебной программой.
Для проведения производственной практики в 9-11 классах колхоз "Родина" выделил комнаты в ремонтах мастерских и на животноводческой ферме. Правление колхоза направило на постоянную работу в школе специалистов с высшим образованием: С.М. Малюшкина и ученого зоотехника М.Д. Савонову. Школа имела всю необходимую технику по полеводству и с 1960 года самостоятельно ремонтировала ее и даже оказывала помощь колхозу. В районе пионерского лагеря им. Павлика Морозова в 5 км от Ивановки, было построено добротное здание для учащихся 9-11 классов, где они во время летней практики жили, работали и отдыхали. Непосредственно на школьном поле имелся полевой стан. Лагерь труда и отдыха хорошо зарекомендовал себя. Разумное сочетание труда и отдыха, спортивные и культурно-массовые мероприятия улучшали здоровье школьников, приобщали их к общественно-полезному труду, создавали здоровый нравственный климат. Своим трудом школьники вносили посильную лепту в строительство и развитие общества. На производственную практику в этих классах отводилось 224 часа, в 11-х классах наполовину меныпе (с учетом выпускных экзаменов). В 1959 году школьная бригада вырастала кукурузу на площади 15 гектаров, обработала ее аминной солью 2-4Д и получила рекордный урожай зеленой массы (по 550 центнеров с гектара), В следующем году результат был улучшен. Уже на площади 30 гектаров урожайность составила 600ц зеленой массы с гектара. Такой урожайности в совхозах к колхозах района никогда не получали. Производственной бригаде было доверено посеять и провести весь цикл работ по распространение нового сорта пшеницы "Амурская-71" известного селекционера, ректора Благовещенского сельхозинститута Одноконя. С одного гектара было получено 17,5 центнера. По тем временам это был неплохой результат.
В 1961 году посевная площадь школьной бригады составляла 360 гектаров. С площади 65 гектаров школьная бригада в этом году получила урожай сои по 14,5 ц с гектара. Особое внимание обращалось на опытническую работу. Учащиеся применяли знания, полученные по химии, биологии. Опыт работы производственной дважды освещался в киножурнале "Дальний Восток", по Амурскому областному телевидению.
В августе 1956 года директор школы Первушин В.Г. выступил на четвертой областной научно-практической конференции работников народного образования с докладом "Политехническое обучение как средство повышения социалистического воспитательного значения школы", который был опубликован в сборнике "Из опыта воспитательной работы и политехнического обучения в школе" (Амурское книжное издательство, 1957). А в феврале 1960 года на базе Ивановской средней школы Амурским областным отделом народного обраэования и Институтом усовершенствования учителей проведен семинар директоров сельских школ области по теме: "Из опыта организации политехнического, трудового и производственного обучения в Ивановской средней школе" (Докладчик В.Г. Первушин).
К этому времени Ивановская, Малосазанская и Болдыревская школы становятся методическими центрами среди сельских школ области. Почти все предметные методические объединения возглавили в районе учителя Ивановской школы. Работая заведующим районного отдела народного образования, я продолжал пропагандировать и обобщать опыт Ивановской и других школ района. В феврале 1962 года на курсах заве дующих районо при Центральном институте усовершенствования учителей в г. Москве выступил с рефератом по теме политехнического и производственного обучения, работе производственных бригад в школах Ивановского района. По результатам выступлений был зачислен при институте в группу работников образования работающих над отдельными педагогическими проблемами. А в 1963 г, доклад "Из опыта организации производственного обучения в школах Ивановского района" был представлен на центральные "Педагогические чтения" и отмечен грамотой Академии наук РСФСР.За основу доклада был взят опыт Ивановской средней школы.
Большие возможности для расширения политехнического кругозора школьников и подготовки их к будущей практической деятельности имели внеклассная и внешкольная работа.
С начала 1-го этапа перестройки школы особое место занимала работа кружков, которых насчитывалось от 19 до 22. В них было занято 80% учащихся. Особое внимание обратили на технические кружки (физико-технический, радиотехнический, авиационного и морского моделирования, токарный по дереву). Успешно работали хоровой, танцевальный кружки, кукольный театр, оркестр народных инструментов, спортивные секции по легкой атлетике, хоккею с мячом.
В 1960 году в центральном педагогическом журнале "Школа и производство" была опубликована статья "Из опыта организации кружковой работы в Ивановской средней школе". (Автор В. Г. Первушин).
На хорошем уровне была поставлена опытническая работа на пришкольном участке. Школа была занесена в Книгу Почета Амурской областной станции юных натуралистов.
С 1954 года Ивановская средняя школа стала инициатором проведения в мартовские каникулы выставки детского творчества. В эти годы в школе активизировалась тимуровская деятельность пионерской дружины. Возглавляла ее бывшая воспитанница детского дома Белла Степановна Пивкина.
В декабре 1959 года ЦК ВЛКСМ объявил Всесоюзный смотр пионерских дружин с задачей вовлечь пионеров в активную общественную и производственную деятельность. Пионерская дружина школы заняла первое место среди сельских школ области и заслужила пять путевок во Всесоюзный лагерь "Артек". Пятая путевка была предназначена Б.С. Пивкиной, которая в нем в течение 40 дней работала вожатой отряда. За успехи в учебно - воспитательной работе учителя Евтушенко А.Д.,Евтушенко Д.С, Шохалевич В.А., Одинцова Н.Ф, награждены орденами СССР. Герус А.Г. и Шульге В.Н. присвоено почетное звание "Заслуженный учитель школы РСФСР". Знаками "Отличник народного просвещения СССР" и "Отличник народного просвещения РСФСР" награждены 17 учителей, двое удостоены Почетных грамот Министерства просвещения РСФСР.
Политехническое обучение в советской школе давало в руки учащимся надежный ключ к дальнейшему получению бесплатного образования и свободному выбору профессии, а государство обеспечивало выпускникам учебных заведений работу по специальности.

Встреча с учениками 1941-1985г

На фото: Первушина Р.И., ..., Рулёва В.П., Советников В.М., Марьенко П.Д., ...., Сурикова В.А., ....

Слабких Н.М., Шохалевич В.А., ........Одинцова Н.Ф., ...., Парфёнова М.М

Директор музея В.Г Первушин.


назад дальше
Hosted by uCoz