Фото для этого раздела
САПОЖНИК.
 
Еретнова Ольга Валентиновна
 
 

Программы

Надежда
Только трудом мы все живём
Здоровье
Досуг
Лето - это маленькая жизнь
Самоопределение

Профессии.

Трудовое воспитание
Сапожник
Продавец
Наши ребята!


Детский дом № 14 с. Ивановка. 

НА ЗОЛОТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ...
САПОЖНИК— профессия творческая, для думающих людей, в неё должны идти по призванию. Талантливый сапожник - столь же редкое и почитаемое явление, как талантливый артист.
—Обувщик—новое слово. Наверное, и оно имеет право на жизнь. Только не в профессии сапожник . Обувщик это человек у конвейера с безымянной, безадресной обувью. А сапожниками и башмачниками искони звали тех, кто делает туфли и сапожки одному человеку, на заказ, неповторимые. Известно, какой славой пользовались когда-то русские сапожки. Сапожник- не слово виновато , другую обувь сейчас делают. И другими средствами. Потерялись приёмы-потерялось и почтение к профессии.
Да обувь — то не виновата. Представьте, если бы при современных потребностях в обуви каблуки для неё делали, как когда-то из дерева. Сколько гектаров леса изведут? Обувь и сейчас неплохая, но отношение к ней стало не то. Когда то туфли и сапожки считались нажитым богатством, передавались от отца к сыну, от сына к внуку. Да и дочери случалось донашивать маменькины туфельки. А сейчас - не успел сносить одну пару, купил другую. Просто в других условиях живёт сейчас человек, другая среда его окружает. Мы ведь не по земле ходим, а по асфальту и по бетону . О т них и « горят» подошвы. А раньше — трава, мелкие камешки. От сока растений подошва становилась эластичнее , камешки вдавливались в подошву и как бы цементировали кожу. Нынче же кожаная подошва на один сезон.
Были когда то на Руси ремесленные центры. Существовала своя столица и у сапожников-Кимры. Посидит человек в одной избе- научится подошву вырезать, в другой -верх затягивать, в третьей - каблуки вытачивать. Были избы, где делали сапожный инвентарь, варили смолу, воск. Пройдет человек Кимры- словно обувной университет закончит. Кимры диктовали сапожную моду России. Съезжались сюда оптовики со своим товаром со всех губерний. Продаст товар, иными словами говоря, дадут Кимры « добро» на обувь, потом её брали не глядя. Самый строгий экзамен прошла. По примеру Кимр создавали свои ремесленные центры и в других городах. Вспомним о материалах. Скажем , супинаторы ставили не из металла, а из лубка, той части липы, которая между корой и древесиной. Предварительно лубок вымачивали, выпаривали. Нынешняя стальная пластинка служит три- четыре месяца, а гибкой липы хватало на весь срок носки обуви. Липа шла и на каблуки. Выстрогать хороший каблук- это было не так просто, не каждый умел. Человек мог шить отличную обувь, а каблук отдавал строгать на сторону. Каблучник- это особый специалист. У него каблук никогда не уйдёт под ногу, равномерно примет на себя вес тела, а это значит, что человек проходит день- не устанет. Такие были мастера. Сейчас даже странно звучит - каблучник. Забылись и другие профессии. Например, алтанщик. Так назывались люди, которые по особому умели крепить подошву. Верх пришивали к низу, а затем выворачивали обувь. Отсюда и прочность и лёгкость. « Он шьёт лёгкую обувь» - говорили уважительно о мастере. Сапожники даже спорили между собой, устраивали соревнования: чья обувь легче? Скажем женские туфли 36-размера весили не больше 100 граммов. А сейчас иные взвесишь- 250- 300 граммов. В свое время русский опоек- так называли кожу, выделанную из шкуры очень молодого телёнка, ценила вся Европа. Так что, видите, и материал важен, но не менее - как он обработан Клеем в старое время не пользовались. Даже на каблуки натягивали кожу так, чтобы держалась на одном шве. А верх к подошве пришивали льняной дратвой из десяти- пятнадцати нитей, насыщенной варом, вощеной, чтобы легче проникала в кожу. Даже если и протрётся нитка, то липкий вар приклеит её к подошве к подошве, и шов не расползётся. В чём умение? Прокалывали кожу стальной тонкой иглой, за ней шла щетинка, а потом уже нить. В щетинку дратву заправляли особым способом: теребили кончик, раскручивали, а потом ловким движением ввивали его в гибкий и твердый волос. Не вдевали, а ввивали. Получалось, что игла тоньше нитки. В коже не оставалось крошечного отверстия, куда могла бы проникнуть пыль или влага. Шили, между прочим , двумя щетинками сразу в двух направлениях, примерно так , как это делается в швейных машинах. Шов получался прочный , как бы на замке. Хотите ещё секрет? Дратвы отматывали ровно столько, чтобы хватило на подошву. Не допускали никаких узелков. Но здесь, конечно, особый глаз был нужен. Парадные сапожки подбивали серебряными гвоздями.
Поговорим о главном процессе - затяжке. Сейчас машинная клеевая затяжка, а тогда всё делали вручную. Руками обтягивали кожу по колодке, крепили гвоздями, вернее специальными шпильками и только потом пришивали к подошве. Затягивали же особыми щипцами. Хороший мастер мог так затянуть пару, что человек год носил обувь, а на ней не появлялось ни одной морщинки.
В настоящее время функции мастера изменились, ему больше приходится ремонтировать обувь, чем шить новую. Ремонт и пошив поменялись как бы местами. Но здесь тоже нужно и ловкость, и фантазия, и эстетический вкус.


Экскурсия в сапожную мастерскую ЧТС «Громова»

Он сидит за верстаком, Песню напевает, И в пометки молотком Гвоздики вбивает.

Мы учим наших детей и учимся сами, мы помогаем им совершенствоваться и сами совершенствуемся. Здорово, когда детская мечта становится главным делом в жизни. И кто знает, может быть, Дима Рыхлицкий, представляющий сегодня свою пару ботинок, подшитую им самим, станет в будущем опытным сапожником. А сегодня он уже выпускник детского дома.


Hosted by uCoz