Детский дом № 14 с. Ивановка.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА И ВЫБОР ПРОФЕССИИ.
« Лучше думать перед тем, как действовать, чем после»
/Демокрит/. Правильное поставленное трудовое воспитание, обучение и
профессиональная ориентация, непосредственное участие детей в
общественно - полезном, производительном труде, являются
незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к труду,
гражданского становления, нравственного и интеллектуального
формирования личности, физического развития.
Детский дом наряду с обучением детей, по мере возможности,
обеспечивает и их трудовую и профессиональную подготовку.
Профориентационная работа должна помочь подростку защитить себя от
негативных явлений, найти своё место в обществе, правильно построить
отношения с другими людьми, т. е. ориентируем детей на жизненное и
профессиональное самоопределение.
Основными методами проведения занятий по профориентации являются
беседы ( включая групповые справочные консультации ), просмотр
фильмов о профессиях, посещение рабочих мест ( экскурсии ), доклады
учащихся об избранных профессиях (защита профессий ).
Цель профориентации-выработка у детей сознательного отношения к
труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора
сферы деятельности в соответствии со своими возможностями,
способностями и учётом рынка труда.
Задачи профориентации: 1. Научить объективно выявлять специфику и
уровень развития своих психических качеств и уровень развития своих
психических качеств и соотносить их с требованиями различных сфер
трудовой деятельности к ориентация, непосредственное участие детей в
общественно - полезном, производительном человеку;
2. Вооружить методами диагностирования своих интересов,
способностей, склонностей и
профессиональных намерений при выборе профессии.
3. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности человека и
новыми
формами организации труда в условиях рынка, развития многообразия
форм
собственности, предпринимательства и общественного труда.
Содержание профориентации в условиях проживания в детском доме:
1. Организация разнообразных видов познавательной, игровой,
поисковой, общественно полезной, трудовой деятельности, побуждающих
детей проявлять интерес к профессиям работников детского дома,
работников предприятий села.
2. Выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных
намерений, способствующих эффективному включению в деятельность,
согласованную с будущей сферой труда.
3. Формирование потребности в самодиагностике и диагностике
способностей и профессиональных склонностей, профессионального
самовоспитания.
4. Обучение действиям профессионального самовоспитания, формирование
профессионально важных качеств в избранном виде труда, коррекция
профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
В процессе профориентации прежде всего необходимо выявить
мотивационно -ценностные ориентации личности, важные для
формирования профессиональных качеств, знаний, первоначальных умений
и опыта деятельности в конкретной сфере общественного производства.
Ребёнок должен знать, в чём состоит сущность выбранной им профессии,
какие требования предъявляет она человеку, т. е. каким он должен
быть.
профессией; достаточны или недостаточны его способности, интересы.
Ему необходимо знать, каков он есть, какие данные у него уже
имеются, для занятия этой склонности, знания, умения. Разумеется, к
моменту выбора профессии у ребенка ещё нет соответствующих
способностей и умений, т. о. При адекватной самооценке качеств своей
личности, у ребенка должна возникнуть потребность в их
совершенствовании или приобретении. Как показывают наблюдения,
представления о выбранной профессии у подавляющего большинства детей
крайне - поверхностны. Мир профессий многими детьми определяется в
черно-белой логике: одни из них во всех отношениях хороши, в других
- всё плохо. Но и о тех профессиях, которые, по их мнению « хороши»
представления не реалистичны, а иногда совсем ошибочны. Прежде
всего, в них отражаются лишь наглядные моменты профессии, её внешние
атрибуты, только её нарядная сторона или её престижность. Будничные
моменты профессии в представлениях не только подростков, но и многих
старшеклассников отсутствуют.
Отсутствие у детей правильных представлений о различных
характеристиках профессии, естественно, может стать причиной
неадекватного отношения ребёнка к профессиям, поэтому
профориентационная работа в детском доме должна включать
формирование полных и правильных представлений о всех сторонах
профессии, правильной оценки содержащихся в трудностей и
возможностей для проявления своей личности.
Наряду с профессиональным самовоспитанием необходимо вовлекать детей
в трудовое самовоспитание, в частности, формировать привычку к
длительным, волевым усилиям, умение организовать своё рабочее место,
высокую культуру движений, рациональный режим труда и отдыха.
Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а
лишь при определённой организации трудового обучения.
|